Психические отклонения у детей дошкольного возраста

Основные симптомы в зависимости от вида заболевания

Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
  • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
  • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
  • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
  • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

  • наследственность;
  • факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

  • пренатальные (внутриутробные);
  • натальные (в период родов);
  • постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

  • эмоциональная депривация;
  • педагогическая запущенность;
  • социальная запущенность.

Детские психические заболевания не возникают из ниоткуда – есть четкий перечень критериев, которые не гарантируют развитие нарушения, однако сильно ему способствуют. Отдельные заболевания имеют собственные причины, но для данной сферы больше характерны смешанные специфические расстройства, да и речь ведь не о выборе или диагностике болезни, а об общих причинах возникновения. Стоит рассматривать все возможные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Это единственный совершенно неизбежный фактор. В этом случае заболевание обусловлено изначально неправильным функционированием нервной системы, а генные нарушения, как известно, не лечатся – доктора могут разве что приглушить симптомы.

Если среди близких родственников будущих родителей известны случаи возникновения серьезных психических расстройств, не исключено (но и не гарантировано), что они передадутся малышу. Однако такие патологии могут проявить себя даже в дошкольном возрасте.

Еще одна крайне распространенная причина, которая (как и генные нарушения) мешает нормальной работе мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне.

В первую очередь сюда относятся травмы головы, полученные в первые годы жизни, но некоторым детям не везет настолько, что травмироваться они успевают еще до рождения – или в результате сложных родов.

Обычно указывают на мать, но если отец не был здоров из-за алкоголизма или сильного пристрастия к курению, наркотикам, это также могло сказаться на здоровье ребенка.

Специалисты утверждают, что женский организм особенно чувствителен к разрушительному воздействию вредных привычек, поэтому женщинам вообще крайне нежелательно пить или курить, но даже мужчина, желающий зачать здорового ребенка, должен предварительно воздерживаться от подобных способов на протяжении нескольких месяцев.

Когда говорят, что человек способен сойти с ума в сложной психологической обстановке, это вовсе не является художественным преувеличением.

Если взрослый не обеспечивает здоровую психологическую атмосферу, то для малыша, который еще не обладает ни развитой нервной системой, ни правильным восприятием окружающего мира, это может стать настоящим ударом.

Чаще всего причиной возникновения патологий становятся конфликты в семье,
поскольку там ребенок пребывает большую часть времени, оттуда ему некуда деться. Однако в некоторых случаях важную роль может сыграть и неблагоприятная обстановка в кругу сверстников – во дворе, в детском саду или школе.

Психические отклонения у детей дошкольного возраста

В последнем случае проблему можно решить путем смены учреждения, которое посещает ребенок, но для этого нужно вникнуть в ситуацию и начинать менять ее еще до того, как последствия станут необратимыми.

Дети могут заболевать практически всеми психическими недугами, которым подвержены и взрослые, но малыши имеют и свои (сугубо детские) болезни. При этом точная диагностика того или иного заболевания в детском возрасте сильно усложняется. Сказываются особенности развития малышей, поведение которых и без того сильно отличается от аналогичного у взрослых.

Даже доктора обычно ставят окончательный диагноз не ранее достижения ребенком младшего школьного возраста, используя для описания раннего расстройства весьма размытые, слишком общие понятия.

Мы приведем обобщенный список заболеваний, описание которых по этой причине не будет идеально точным. У некоторых пациентов отдельные симптомы проявляться не будут, а сам факт наличия даже двух-трех признаков не будет означать нарушения психики. В целом сводная таблица детских психических расстройств выглядит так.

Суть проблемы вполне очевидна – ребенок физически развивается нормально, но по умственному, интеллектуальному уровню существенно отстает от своих ровесников. Не исключено, что он никогда не достигнет уровня хотя бы среднего взрослого человека.

Результатом может стать психический инфантилизм, когда взрослый человек ведет себя в буквальном смысле подобно ребенку, причем дошкольнику или школьнику младших классов. Такому ребенку куда сложнее учиться, это может быть вызвано как плохой памятью, так и неспособностью по собственному желанию сосредоточить внимание на конкретном предмете.

Хотя по названию эта группа заболеваний может восприниматься как один из симптомов предыдущей группы, природа явления здесь совершенно другая.

Ребенок с таким синдромом в умственном развитии не отстает ничуть, а типичная для него гиперактивность большинством людей воспринимается как признак здоровья. Однако именно в чрезмерной активности и кроется корень зла, поскольку в этом случае она имеет болезненные черты – нет совершенно никакого занятия, которое ребенок бы любил и доводил до конца.

Аутизм

Психические расстройства у детей: симптомы, лечение

Понятие аутизма крайне широко, но в целом характеризуется очень глубоким уходом в собственный внутренний мир. Многие считают аутизм формой отсталости, но при некоторых формах потенциал обучения таких детей не очень сильно отличается от сверстников.

Проблема кроется в невозможности нормальной коммуникации с окружающими. Если здоровый ребенок абсолютно всему учится у окружающих, то аутист получает из внешнего мира куда меньше информации.

Серьезной проблемой также оказывается получение нового опыта, поскольку больные аутизмом дети крайне негативно воспринимают любые резкие перемены.

Сюда следует отнести те недуги, которые считаются относительно распространенным явлением среди взрослых, а вот у детей встречаются довольно редко. Заметным явлением среди подростков являются различные маниакальные состояния: мания величия, преследования и так далее.

Детская шизофрения поражает лишь одного ребенка среди пятидесяти тысяч, но пугает масштабами регресса в умственном и физическом развитии. Из-за ярко выраженных симптомов стал известным и синдром Туретта, когда больной регулярно использует нецензурную лексику (неконтролируемо).

Несовершеннолетние пациенты подвержены тем же психическим расстройствам, что и взрослые. Но, проявляются заболевания, как правило, по-разному. Так, у взрослых людей наиболее распространённым проявлением нарушения является состояние печали, депрессии. Дети в свою очередь чаще демонстрируют первые признаки агрессии, раздражительности.

То, как начинается и протекает заболевание у ребёнка, зависит от типа острого или хронического расстройства:

  • Гиперактивность – главный признак расстройства, вызванного дефицитом внимания. Нарушение можно определить по трем ключевым симптомам: неспособности концентрировать внимание, чрезмерной активности, в том числе эмоциональной, импульсивному, порой агрессивному поведению.
  • Признаки и тяжесть симптомов аутистических психических расстройств изменчивы. Однако, во всех случаях нарушение оказывает влияние на способность несовершеннолетнего пациента к общению и взаимодействию с окружающими.
  • Нежелание ребёнка принимать пищу, чрезмерное внимание к изменениям веса указывают на нарушения пищевого поведения. Они мешают повседневной жизни и вредят здоровью.
  • Если ребёнок склонен к потере связи с реальностью, провалам в памяти, неспособностью ориентироваться во времени и пространстве – это может быть симптомом шизофрении.

Признаки психического расстройства у детей

Психические отклонения у детей дошкольного возраста

Психическое расстройство – это нарушение, которое сопровождается нарастающими изменениями психики, влияющими на способность ребенка адекватно воспринимать окружающую действительность, проявлять эмоции и т.д. Подобные расстройства влияют на поведение и возможность усваивать информацию.

Проявляющиеся в детском возрасте психические заболевания могут неблагоприятном образом отразиться на умственном и физическом развитии ребенка, возможностях его адаптации и взаимодействии со сверстниками. Психические отклонения значатся в международной классификации МКБ 10 под кодами F00-F99.

Терапия подбирается с учетом имеющихся у ребенка нарушений и степени их выраженности. Таким детям в период обострениям требуется прием лекарственных средств, позволяющих подавить симптомы. В схему лечения входят занятия с психологом и социализация.

Часто детям, страдающим описываемыми расстройствами, требуется индивидуальная программа обучения и длительная реабилитация. Могут применяться некоторые методы физиотерапии. Не во всех случаях возможно восстановление психического здоровья, но правильно подобранной терапией в большинстве ситуаций удается снизить выраженность симптоматических проявлений.

Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:

  • Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения;
  • Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность;
  • Патологическое упрямство и лень;
  • Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении;
  • Длительный энурез (часто – до 10-12 лет);
  • Недоразвитие тонкой моторики;
  • Проявления псориаза или аллергии;
  • Нарушения аппетита и сна;
  • Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк);
  • Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.

Психические особенности детей в зависимости от возраста

Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.

Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:

  • Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов;
  • Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела;
  • Трудности с засыпанием;
  • Обилие пигментных пятен и родинок;
  • Искажение моторного развития;
  • Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы;
  • Проблемы в формировании навыков опрятности;
  • Энкопрез или энурез;
  • Искаженный порог болевой чувствительности;
  • Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация;
  • Избирательность памяти.

Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:

  • Мозаичное восприятие;
  • Нарушение дифференциации эмоций;
  • Конфабуляции (фантазирование, вымыслы);
  • Нарушения цветоразличения;
  • Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций;
  • Искажение воспоминаний;
  • Ощущение множественности конечностей;
  • Нарушения постановки ударений.

Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.

Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:

  • Родовой травмы шейных отделов спинного мозга;
  • Общего наркоза;
  • Сотрясения мозга;
  • Эмоционального стресса;
  • Внутричерепного давления.

Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.

Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.

Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.

Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.

В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.

Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом.

Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.

Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • подростковый.

Хотя психические расстройства однозначно являются серьезной проблемой, большинство из них можно корректировать – вплоть до полного выздоровления, тогда как к неизлечимым патологиям относится сравнительно небольшой процент из них. Другое дело, что лечение может длиться годами и почти всегда требует максимального вовлечения всех окружающих ребенка людей.

Выбор методики сильно зависит от диагноза, при этом даже очень похожие по симптомам заболевания могут требовать принципиально разного подхода в лечении.
Именно поэтому так важно максимально точно описать врачу суть проблемы и замеченную симптоматику. Главный упор при этом необходимо сделать на сравнение «было и стало», объяснить, почему вам кажется, что что-то пошло не так.

Большинство сравнительно простых заболеваний лечится обыкновенной психотерапией – и только ею. Чаще всего она имеет форму личных бесед ребенка (если он уже достиг определенного возраста) с доктором, который таким путем получает максимально точное представление о понимании сути проблемы самим пациентом.

При этом терапия может принимать разные формы – например, замкнутые в себе аутисты и шизофреники вряд ли поддержат беседу. Они могут вообще не пойти на контакт с человеком, однако обычно не отказываются от тесного общения с животными, что в итоге может увеличить их общительность, а это – уже признак улучшения.

Применение медикаментов
всегда сопровождается той же психотерапией, но уже свидетельствует о более сложной патологии – или же о большей ее развитости. Детям с нарушением навыков общения или замедленным развитием дают стимуляторы, чтобы увеличить их активность, в том числе – познавательную.

При ярко выраженной депрессии,
агрессии или панических атаках прописывают антидепрессанты и успокоительные. Если ребенок демонстрирует признаки болезненных перепадов настроения и припадки (вплоть до истерики), используют стабилизирующие и антипсихотические средства.

Стационар – самая сложная форма вмешательства,
показывающая необходимость постоянного наблюдения (хотя бы в течение прохождения курса). Такой тип лечения используется только для коррекции самых тяжелых расстройств – например, шизофрении у детей. Недуги такого рода не лечатся за один раз – маленькому пациенту придется неоднократно ложиться в больницу. Если положительные сдвиги будут заметны, такие курсы со временем станут более редкими и короткими.

  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, ;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

  1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
  2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
  3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

  • правильной работе головного мозга и его коры;
  • нормальном психическом развитии;
  • сохранности органов чувств;
  • последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

Психологи напоминают родителям, что обстановка в семье и воспитания имеют большое значение, когда речь идет о психологической и нервной стабильности детей. Например, развод или регулярные ссоры между родителями могут провоцировать нарушения. Предотвратить психическое расстройство можно, оказывая постоянную поддержку ребёнку, позволяя ему делиться переживаниями без стеснения и страхов.

В дошкольном возрасте:

  1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Для большинства психических расстройств, встречающихся у детей, не разработана специфическая профилактика. Однако некоторые меры могут быть приняты. Людям, имеющим в семейном анамнезе случаи развития расстройств психики, следует планировать беременность. Нужно заблаговременно отказаться от вредных привычек.

Женщинам во время беременности следует соблюдать рекомендации врача и избегать мест, где возможно заражение инфекциями, способными негативно отразиться на состоянии развивающегося ребенка. Кроме того, для снижения риска появления расстройств психики необходимо обеспечить ребенку благоприятную психологическую среду в семье.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Диагностика и прогноз

Чем раньше будет выявлено расстройство психики у ребенка и назначено лечение, тем лучше прогноз. Для постановки диагноза нередко требуется консультация у невролога, психолога и т.д. Специалисты сначала проводят ряд тестов для выявления имеющихся нарушений. Нередко назначается ряд исследований, в т.ч.:

  • общий и биохимический анализы крови и мочи;
  • КТ;
  • МРТ;
  • ПЭТ.

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

  • медицинская;
  • психологическая.

Во время медицинской диагностики проводится:

  • общий осмотр ребенка;
  • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
  • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

  • микро- и макроцефалию;
  • синдром Дауна;
  • нистагм;
  • косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

  • узкое готическое небо;
  • расщелины твердого и мягкого неба;
  • расщелина губы;
  • укороченная подъязычная связка.

Психические отклонения у детей дошкольного возраста

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Психические отклонения у детей дошкольного возраста

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский словарик
Adblock detector