Люди с нарушением слуха

Обзор

Нарушение слуха (тугоухость)— распространенная проблема, часто возникающая с возрастом либо в результате длительного воздействия громких звуков. Глухотой называют самую тяжелую степень тугоухости.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

молоточку, наковальне и стремечку, которые усиливают колебания и передают их в улитку внутреннего уха. Это спиральный орган, заполненный жидкостью. Там располагаются микроскопические волосковые клетки — рецепторы. Их волоски шевелятся в такт колебаниям жидкости и посылают по слуховому нерву сигнал в головной мозг.

Потеря слуха наступает, когда звуковые сигналы не доходят до головного мозга. Это может случиться при повреждении на уровне наружного или среднего уха (кондуктивная тугоухость), а также если поражаются волосковые клетки внутреннего уха или сам слуховой нерв (нейросенсорная тугоухость). Встречается и смешанная глухота.

Почти 300 млн человек в мире страдают глухотой или плохо слышат. Некоторые люди рождаются глухими, но в большинстве случаев потеря слуха происходит на протяжении жизни. Проблема обычно усугубляется с возрастом. Нарушение слуха может наступить резко, а может развиваться постепенно. Первыми симптомами обычно становятся трудности с восприятием чужой речи, человек неправильно понимает сказанное, просит повторить, при прослушивании радио или просмотре телевизора поднимает громкость выше обычного.

Кондуктивная тугоухость поддается лечению с помощью лекарственных средств или хирургической операции. В случае нейросенсорной тугоухости, возникшей внезапно, счет идет на часы. Поэтому важно как можно быстрее обратиться к врачу. Хотя этот тип тугоухости лечится очень тяжело. Если нейросенсорная тугоухость развивается постепенно, и нарушения слуха существуют уже длительно, лечение обычно направлено на стабилизацию процесса и улучшение слуховых возможностей с помощью слуховых аппаратов и имплантов.

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».

Признаки нарушения слуха у детей и взрослых

Иногда снижение слуха наступает внезапно, но чаще человек теряет слух постепенно, и это не сразу замечают. Зная первые симптомы развивающейся глухоты, ее можно обнаружить на раннем этапе. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение, тем выше шансы, сохранить слух.

Подозревать потерю слуха можно, если человек:

  • не может четко расслышать, что говорят другие, неправильно понимает сказанное;
  • часто просит повторить то, что ему сказали;
  • смотрит телевизор или слушает музыку на высокой громкости;
  • не всегда слышит телефонный сигнал или звонок в дверь;
  • регулярно испытывает стресс или усталость из-за необходимости напрягаться, чтобы расслышать нужную информацию.

Иногда признаки нарушения слуха первым замечает кто-то из близких или знакомых людей.

Люди с нарушением слуха

В течение первых месяцев после рождения ребенка регулярно обследуют, в том числе проверяют слух. Однако некоторые нарушения слуха у детей могут остаться незамеченными. Поэтому родители должны знать особенности детей с нарушением слуха, наблюдать за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить возможные проблемы.

Следует обратиться к врачу при появлении следующих особенностей у маленького ребенка:

  • малыша не пугают громкие звуки;
  • младенец до 4 месяцев не поворачивается в сторону источника звука;
  • ребенок до 1 года не говорит отдельные слова;
  • ребенок реагирует на людей, только когда видит их, и не отзывается на свое имя;
  • малыш слышит лишь некоторые звуки.

Признаки нарушения слуха у детей более старшего возраста:

  • ребенок медленно учится говорить или говорит невнятно;
  • часто переспрашивает;
  • говорит очень громко;
  • включает телевизор на очень высокую громкость.

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Причины нарушения слуха

Существуют факторы, которые приводят к снижению слуха еще до возникновения расстройств, обусловленных возрастными изменениями. Одним и самым опасным из них является повторяющееся воздействие сильного шума, который измеряется большим количеством децибел (шум мотора, звуки выстрела, ударные музыкальные инструменты и т.д.).

Симптомы нарушения слуха

Разрыв барабанной перепонки приводит к временной потере слуха. Это может произойти в результате перенесенной тяжелой ушной инфекции, во время занятий спортом, при погружении под воды, прыжке с парашютом или поднятии тяжести, т.е. когда в ухе происходит сильный перепад давления.

К сожалению, нарушение слуха не во всех случаях является обратимым. Временное ухудшение может возникнуть при:

  • попадании в ухо воды,
  • наличии инородного предмета в ухе (наиболее часто наблюдается у детей),
  • образовании серной пробки,
  • отите (воспалении среднего уха), наличие фурункула в слуховом проходе.

Также потеря слуха может происходить в результате:

  • прорастания клеток кожи в полость среднего уха в виде опухоли (холестеатома),
  • врожденного или приобретенного сужения слухового прохода,
  • перенесенных инфекционных заболеваний (менингит, грипп, свинка),
  • болезни почек,
  • врожденных инфекциях (герпес, сифилис и др.),
  • травмы головы.

https://www.youtube.com/watch?v=ctv24kz

Нарушение слуха у детей также может быть обусловлено генетически обусловленной тугоухостью. Причиной раннего нарушения слуха у детей также могут быть:

  • беременность с высокой степенью риска,
  • различные инфекции,
  • прием определенных медикаментов, алкоголя или наркотических веществ во время беременности,
  • наследственные аномалии,
  • перенесенный в младенчестве менингит.

Выделяют два основных типа нарушения слуха: нейросенсорную и кондуктивную тугоухость.

  • Нейросенсорная тугоухость наиболее распространена. Она наступает при повреждении чувствительных волосковых клеток, которые находятся во внутреннем ухе и воспринимают звуковые колебания. Кроме того, нейросенсорная тугоухость может развиться в результате поражения слухового нерва, который передает информацию о звуке от волосковых клеток в головной мозг. В некоторых случаях могут быть повреждены и нерв, и волосковые клетки.
  • Кондуктивная тугоухость развивается из-за проблем в наружном и среднем ухе: если слуховой проход закрыт серной пробкой, и плохо работают слуховые косточки, или повреждена барабанная перепонка.

Иногда у одного человека встречаются оба типа нарушения слуха. Далее мы расскажем о наиболее частых причинах этих типов тугоухости.

Основной причиной потери слуха является общее старение организма. Глухоту, которая развивается с возрастом называют пресбиакузисом.

Большинство людей начинает понемногу терять слух на рубеже 30-40 лет. С годами этот процесс усиливается. 30-35% людей 65-75 лет страдают от нарушений слуха, а после 75 лет процент возрастает до 60%. К 80 годам у большинства людей наблюдается значительное снижение слуха.

Это происходит потому, что чувствительные волосковые клетки во внутреннем ухе постепенно повреждаются и отмирают. При возрастном снижении слуха человеку становится сложнее воспринимать высокочастотные звуки, например, женские или детские голоса, а также согласные звуки. Труднее становится разбирать речь в шумном помещении, а также определять источник звука. Как правило, потеря слуха развивается одновременно в обоих ушах.

Еще одна распространенная причина потери слуха — длительное воздействие громких звуков. Этот фактор тоже может привести к повреждению волосковых клеток, расположенных в улитке внутреннего уха. В группе риска по развитию нейросенсорной тугоухости в результате воздействия шума находятся:

  • работники шумного производства, например, имеющие дело с пневматической дрелью или молотом;
  • сотрудники заведений, где играет громкая музыка, например, ночных клубов;
  • люди, которые громко и часто слушают что-то через наушники.

Потеря слуха может случиться внезапно из-за особенно громкого звука, например, взрыва. Это называется акустической травмой.

К ухудшению слуха и глухоте могут приводить многие другие причины:

  • Наследственность — некоторые люди рождаются глухими или теряют слух из-за генетической патологии, хотя у них не всегда есть родственники с той же проблемой.
  • Осложнения вирусных инфекций, например, свинки, кори или краснухи.
  • Болезнь Меньера — характеризуется головокружением, периодической потерей слуха, шумом в ушах и ощущением заложенности уха.
  • Невринома слухового нерва — доброкачественное новообразование на слуховом нерве или около него.
  • Менингит — воспаление защитных оболочек головного и спинного мозга.
  • Энцефалит — воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз — заболевание, поражающее центральную нервную систему (головной и спинной мозг).
  • Инсульт — нарушение мозгового кровообращения.

Некоторые лекарства, например, определенные препараты для химиотерапии и антибиотики, также могут повредить улитку и слуховой нерв, приводя к нейросенсорной тугоухости.

Возникает, когда звуки не могут попасть во внутреннее ухо. Как правило, это происходит из-за непроходимости, например, скопления ушной серы, жидкости (гнойный отит) или из-за ушной инфекции.

Кондуктивная потеря слуха также может быть вызвана следующими факторами:

  • прокол барабанной перепонки;
  • отосклероз — нарушение подвижности слуховых косточек в среднем ухе;
  • повреждение слуховых косточек в результате травмы или заболеваний, например, холестеатомы (патологическое скопление кожных клеток в ухе).

Кондуктивная глухота обычно обратима и её удается вылечить с помощью лекарств или хирургической операции.

Особенности устной речи глухих и слабослышащих

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь — ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться. Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет).

Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении. Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.

В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе. В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма.

Дактилология или дактильная азбука

Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру. Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе. Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости.

Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

Анатомия уха.jpg

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

545477

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Также по теме:Верую молча

Нарушение слуха (тугоухость): диагностика

Поскольку нарушения слуха могут быть спровоцированы целым рядом заболеваний, для установления более точного диагноза следует обратиться к отоларингологу. Врач проведет оценку слуховых функций, проанализирует аудиологические и акустические показатели. Обязательным является проведение камертональной пробы и запись тональной пороговой аудиограммы.

Более информативным методом, который позволит уточнить тип нарушения, является аудиометрия, которая выполняется в диапазоне частот выше 8000 Гц. Также важно произвести исследование вестибулярного аппарата, которое включает в себя стабилографию.

При снижении или потере слуха следует обратиться к оториноларингологу (ЛОР-врачу), который осмотрит уши и проверит слух несколькими простыми способами.

В ходе осмотра в ухо вводится инструмент с источником света на конце (отоскоп), с помощью которого врач сможет увидеть следующие патологии:

  • непроходимость, вызванная ушной серой, жидкостью или инородным телом;
  • инфекция ушного канала;
  • выпирающая барабанная перепонка — признак инфекционного поражения среднего уха;
  • жидкость за барабанной перепонкой;
  • травма барабанной перепонки;
  • холестеатома — патологическое скопление кожных клеток в ухе.

Врач спросит, испытываете ли вы боль в ухе, и когда впервые заметили снижение слуха? Плохо слышит одно ухо или оба?

После простого осмотра ЛОР-врач проведет более углубленные исследования: тесты с использованием камертона, тональную аудиометрию и оценку костной звукопроводимости. Эти методы описаны ниже.

Осмотр с использованием камертона. Камертон — это металлический предмет У-образной формы, издающий звуковые волны определенной тональности, когда по нему слегка ударяют. Его можно использовать для проверки различных характеристик слуха. Во время исследования врач ударяет камертоном по локтю или колену, чтобы он завибрировал, а затем подносит его к голове человека с разных сторон.

Люди с нарушением слуха

Тональная аудиометрия. В ходе исследования аппарат под названием аудиометр воспроизводит звуки различной громкости и частоты (тональности) и подает их в наушника. Когда испытуемый слышит звук, он нажимает на кнопку.

Оценка костной звукопроводимости. Позволяет определить нейросенсорную потерю слуха, проверив, хорошо ли работает внутреннее ухо. Метод заключается в прикладывании вибрирующего камертона или другого устройства к сосцевидному отростку височной кости за ухом. Если чувствительные клетки внутреннего уха или слуховой нерв в порядке, человек услышит звук, который проводится костями черепа. Таким образом можно исключить нейросенсорную тугоухость.

Новорожденные дети проходят несколько плановых осмотров, в том числе проверку слуха. Это делается в первые дни и месяцы жизни младенца. В большинстве случаев слух оценивается педиатром по субъективным признакам — реакции ребенка на звуки. Если у малыша есть риск глухоты, его обследует ЛОР-врач (сурдолог).

Наиболее распространенный инструментальный метод диагностики слуха у новорожденных — регистрация отоакустической эмиссии. По возможности исследование проводят, когда ребенок спит. В ходе процедуры в ухо ребенка вставляется небольшой наушник. Наушник издает тихие звуки и регистрирует ответное «эхо» из уха.

Если патологий нет, ответные звуки регистрируются и анализируются компьютером. Если ответа нет, это не обязательно значит, что ребенок глухой, но потребуются дополнительные обследования. Примерно у 1–2 детей из тысячи диагностируется определенная степень глухоты в одном или обоих ушах.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше.

У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Люди с нарушением слуха

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза.

Степени тугоухости

Полностью глухих детей и взрослых очень мало. Как правило, нарушения слуха бывают выражены различно, могут затрагивать одно или оба уха. Степень тугоухости оценивают по величине самого слабого звука в децибелах (дБ), который воспринимает человек.

  • Тугоухость 1 степени. Самый тихий звук, воспринимаемый человеком, достигает 21–40 дБ. Может быть сложно различать речь, особенно в шумной обстановке.
  • Тугоухость 2 степени. Самый тихий звук, воспринимаемый человеком, достигает 41–55 дБ. Трудно услышать речь без слухового аппарата.
  • Тугоухость 3 степени. Самый тихий звук, воспринимаемый человеком, достигает 56–70 дБ. Таким людям обычно приходится читать по губам или общаться при помощи языка жестов, даже при использовании слухового аппарата.
  • Тугоухость 4 степени. Самый тихий звук, воспринимаемый человеком, достигает 70-90 дБ. Таким людям зачастую рекомендуют установить кохлеарный имплантат. К другим методам общения относят чтение по губам и язык жестов.
  • Глухота. Самый тихи звук, который воспринимает человек превышает 90 дБ.

Методы лечения

Лечение нарушения слуха зависит от того, по какой причине она возникла. Потеря слуха, вызванная тем, что звуки не попадают во внутреннее ухо, обычно из-за непроходимости (кондуктивная тугоухость), зачастую временна и поддается лечению. Например, серные пробки можно удалить с помощью капель или у ЛОР-врача.

Потеря слуха, вызванная повреждением внутреннего уха или слуховых нервов (нейросенсорная тугоухость), в большинстве случаев необратима. Поврежденные чувствительные волосковые клетки внутри улитки (закрученной в спираль трубки во внутреннем ухе) восстановить нельзя. Однако острая потеря слуха в результате нейросенсорной тугоухости иногда поддается лечению.

Слуховой аппарат — это электронное устройство, состоящее из микрофона, усилителя, приемника (ресивера) и аккумулятора. Микрофон улавливает звуки, а усилитель делает их громче. Слуховые аппараты оборудованы устройствами, которые различают фоновые звуки, такие как шум дороги, и звуки на переднем плане, например, речь собеседника. Современные аппараты очень маленькие и незаметные и могут вставляться внутрь уха.

Бывают слуховые аппараты двух типов: аналоговые и цифровые. В последнем случае звук сначала преобразуется в двоичный код и обрабатывается компьютером, а затем поступает в ухо. Это позволяет выбирать разные режимы работы аппарата: в тихой комнате, на улице, в шумном зале и др. Слуховые аппараты подходят не всем, например, они могут быть бесполезны при высокой степени потери слуха. По поводу выбора слуховых аппаратов следует проконсультироваться с врачом.

Некоторые части современных слуховых аппаратов изготавливаются индивидуально, для этого делается слепок уха. Громкость аппарата также настраивается для каждого пациента в зависимости от степени глухоты. Человеку показывают, как использовать слуховой аппарат и ухаживать за ним. Через 3 месяца использования назначается повторная консультация врача сурдолога.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Заушные слуховые аппараты (BTE) — как правило, имеют ушной вкладыш, который располагается в слуховом проходе, а остальная, наиболее массивная часть прибора крепится за ухом. Некоторые типы заушных слуховых аппаратов оборудованы двумя микрофонами. Это позволяет слышать звуки в непосредственной близости от себя или сосредоточиться на звуках, исходящих с определенного направления, что может быть особенно удобно в шумной обстановке.

Существуют открытые типы заушных слуховых аппаратов, у которых ушной вкладыш заменен на тонкую трубочку. Такой тип устройства подходит для людей со слабой или умеренной степенью тугоухости.

Слуховые аппараты с ресивером (приемником) в ухе (RITE) в отличие от заушных имеют более компактную наружную часть, так как основная часть прибора спрятана в ушном канале. Поэтому, как правило, они менее заметны.

Внутриушные слуховые аппараты (ITE) представляют собой вкладыш, полностью заполняющий внутреннюю часть ушной раковины и ушной канал. Все детали расположены в пластиковом корпусе, который изготавливается индивидуально, в зависимости от размеров ушной раковины.

Внутриканальные слуховые аппараты (ITC) вставляются во внешнюю часть ушного канала и едва заметны.

Нарушение слуха

Глубокий внутрикальный слуховой аппарат (CIC) еще меньше предыдущего типа и менее заметен, чем ITE. Однако такие слуховые аппараты не подходят для людей с тяжелыми нарушениями слуха и часто возникающими ушными инфекциями.

Карманные слуховые аппараты представляют собой небольшую коробочку, в которой находится микрофон. Ее можно прикрепить к одежде или положить в карман. Провод соединяет коробочку с наушником, передающим звуки в ухо. Такой слуховой аппарат подходит людям с нарушениями мелкой моторики рук и очень слабым слухом.

CROS/BiCROS это слуховые аппараты, которые используются в случаях, когда плохо слышит только одно ухо. Аппарат CROS улавливает звуки со стороны глухого уха и передает их в другое. Иногда звуки передаются по проводам, но есть и беспроводные модели. BiCROS работает по тому же принципу, но еще и усиливает звуки, входящие в ухо, сохранившее слух. Такие аппараты подходят людям с потерей слуха в одном ухе и его снижением во втором.

Слуховые аппараты костной проводимости рекомендуются людям с кондуктивной или смешанной тугоухостью, которые не могут пользоваться обычными устройствами для усиления звука. Слуховые аппараты костной проводимости вибрируют в ответ на звуки, улавливаемые микрофоном. Также они могут помогать людям с пониженным слухом в одном ухе и полной потерей слуха в другом.

Вибрирующая часть аппарата размещается вплотную к кости за ухом (сосцевидному отростку) при помощи повязки. Вибрации проходят через кость в улитку внутреннего уха и воспринимается как звук естественным путем. Такие аппараты очень эффективны, но их может быть неудобно подолгу носить.

Слуховой аппарат BAHA передает звуки напрямую в улитку посредством вибраций сосцевидного отростка. В ходе хирургической операции в череп вживляется винт, на который можно закреплять слуховой аппарат. Аппарат BAHA носят в течение дня и снимают на ночь. В отличие от слухового аппарата костной проводимости, это устройство удобнее носить. BAHA устанавливается людям с кондуктивной тугоухостью и иногда людям, у которых плохо слышит одно ухо.

Имплантаты среднего уха — устройства, которые вживляют внутрь уха в ходе хирургической операции. Импланты заставляют колебаться слуховые косточки среднего уха, за счет чего человек с кондуктивной, нейросенсорной или смешанной тугоухостью лучше слышит. Импланты среднего уха — альтернатива традиционным устройствам, усиливающим звук. Они рекомендуются тем людям, которые по какой-то причине не могут или не хотят пользоваться обычными слуховыми аппаратами.

Одноразовые слуховые аппараты иногда рекомендуются людям с незначительной или умеренной потерей слуха. Обычно аккумулятора такого аппарата хватает примерно на 10 недель, после чего аппарат выбрасывают и заменяют новым.

Это небольшие устройства, вживляемые под кожу за ухом в ходе хирургической операции. Состоят из внешнего звукового процессора и внутренней части, включающей в себя приемник, электронный модуль и длинный провод с электродами (электродный массив).

Внешний процессор улавливает звуки, анализирует их и преобразует в сигналы, которые передаются под кожу во внутренний приемник-стимулятор, который передает их по электродам в улитку внутреннего уха. Затем сигналы передаются в головной мозг по слуховому нерву, как обычно. Это значит, что кохлеарный имплантат подходит лишь людям, у которых не нарушена работа слуховых нервов.

Такой аппарат иногда рекомендуют взрослым или детям с тяжелой степенью двусторонней нейросенсорной тугоухости, когда слуховые аппараты не эффективны.

Камертон для проверки слуха

Перед протезированием проводят тщательное обследование, чтобы установить, поможет ли кохлеарный имплантат улучшить слух человека. При оценке учитываются любые ограничения или затруднения коммуникации, которые испытывает пациент. Имплантат вживляется в ходе хирургической операции и включается несколько недель спустя.

Есть основания полагать, что у людей с кохлеарным имплантатом повышен риск пневмококкового менингита, особенно если им не делалась прививка от пневмококка. Риск заражения бактериальным менингитом невысок, но все же он несколько больше по сравнению с остальными людьми.

Применяются при тяжелой степени глухоты с поражением слуховых нервов. Для установки устройства требуется сложная хирургическая операция, когда специальные электроды вживляются не во внутреннее ухо, а непосредственно в ствол головного мозга. По принципу работы схожи с кохлеарными имплантатами, но обходят улитку и слуховой нерв, подсоединяясь напрямую к мозгу.

https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv

Слуховые стволомозговые импланты состоят из трех частей:

  • электроды, которые вживляются в участок головного мозга, отвечающий за обработку звуков;
  • приемник, который закрепляется под кожей за ухом;
  • небольшой внешний звуковой процессор, улавливающий звуки и преобразующий их в электрические импульсы.

Микрофон в процессоре улавливает звук и преобразует его в электрический сигнал. Затем процессор передает этот сигнал в головной мозг через приемник и электроды.

Слуховой стволомозговой имплантат не может полностью восстановить слух, но позволит немного улучшить его и облегчить чтение по губам. Иногда применяется для лечения глухоты, вызванной заболеванием под названием нейрофиброматоз типа 2. Пока такие операции в России и в мире производятся редко.

Иногда глухота влияет не только на возможность понимать других, но и на способность говорить. Многие люди с тяжелой степенью потери слуха учатся другим способам коммуникации, помимо речи.

Для тех, кто потерял слух после того, как научился говорить, полезным навыком может быть чтение по губам. При этом человек следит за движениями губ собеседника, чтобы понять, что он говорит.

Заушный слуховой аппарат

Людям, которые родились глухими, гораздо сложнее читать по губам. Они зачастую учат язык жестов — метод общения при помощи движений рук и мимики. Язык жестов не похож на обычный язык, у него своя грамматика и синтаксис (порядок слов).

При наличии какого-либо препятствия для прохождения звука (пробка, инородное тело и т.п.) его необходимо устранить. При среднем и наружном отите производят регулярное промывание уха специальными антибактериальными каплями.

Если нарушение слуха произошло из-за фурункула наружного слухового прохода, необходимо произвести вскрытие фурункула. Операция проводится под местной анестезией. Хирургическое вмешательство также необходимо при хроническом среднем отите, чтобы восстановить целостность барабанной перепонки.

Экссудативный средний отит устраняется путем удаления жидкости из среднего уха с последующим введением в него противоотечных медикаментов.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Профилактика потери слуха

Уши — уязвимые органы, которые можно повредить различными способами, поэтому предотвратить потерю слуха можно не всегда. Риск потери слуха под воздействием шума зависит от его громкости и продолжительности. Специалисты полагают, что постоянное воздействие звуков равных или превышающих 85 дБ (например, звук работающей газонокосилки или шум автотрассы) со временем может привести к потере слуха.

Однако приведенные ниже советы позволяют снизить риск тугоухости, вызванной воздействием громких звуков.

  • Не следует смотреть телевизор и слушать радио или музыку слишком громко. Это особенно важно, если в доме есть маленькие дети, так как их уши более уязвимы. Если два человека, сидящие в двух метрах друг от друга, не могут общаться, не повышая голоса, следует убавить громкость телевизора. После прослушивания музыки в ушах не должно звенеть, и слух не должен на время снижаться.
  • Следует использовать наушники, которые лучше блокируют внешний шум, а не прибавлять громкость. Для этого можно купить насадки на имеющиеся наушники.
  • Работая в шумной обстановке, следует защищать уши при помощи наушников или берушей, например, в баре, ночном клубе, цехе или на строительной площадке.
  • Следует защищать уши на шумных концертах и других мероприятиях с высоким уровнем шума, например, на автогонках.
  • Не следует вставлять посторонние предметы себе в уши или в уши ребенка. Имеются в виду пальцы, ватные палочки, ватные диски и салфетки.
  • Нужно своевременно лечить распространенные причины потери слуха, такие как ушные инфекции (отит среднего уха) и болезнь Меньера.
  • При возникновении проблем со слухом следует обратиться к врачу.

К какому врачу обратиться при нарушении слуха и глухоте?

При снижении слуха следует обратиться к врачу, особенно если слух пропадает одном ухе. Также к врачу стоит отвести ребенка, если вы подозреваете, что он плохо слышит. При внезапном нарушении слуха нужно обратиться к врачу в ближайшие часы.

Внутриканальный слуховой аппаратhttps://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

С помощью сервиса НаПоправку вы можете найти ЛОР-врача (детского ЛОРа) для первичного исследования слуха или сразу обратиться к более узкоспециализированному оториноларингологу — сурдологу (или детскому сурдологу).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский словарик
Adblock detector