Философия психоанализа фрейда

Классический психоанализ Фрейда

Антропогенез –
процесс формирования человека и
человечества, как особого вида. То есть
это еще и антропосоциогенез и
антропокультурогенез. Все эти «генезы»
в целом изучаются комплексом наук.

Здесь важна гомидная
триада: прямохождение, кисть, приспособленная
к труду, и высокоразвитый мозг – якобы
то телесное, что делает нас людьми.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

2 группы интерпретации
(модели) антропогенеза: креационизм
(человек – Божье творение или творение
инопланетян у уфологов) и эволюционизм
(человек – результат природной эволюции).

Проблема соотношения
биологического и социального начал в
структуре личности человека является
одной из наиболее сложных и дискуссионных
в современной психологии.

– природное ―
существующее и развивающееся в человеке
независимо от влияния на него других
людей;

– биологическое ―
общее по происхождению, хотя и не
обязательно тождественное у человека
с животными;

– наследственное
― существующее и развивающееся на
основе генного фонда родителей; оно
биологическое (хотя не все биологическое
наследственно);

– социальное ―
приобретенное человеком в ходе
социализации, общения и взаимодействия
с другими людьми.

– собственно
социальное ― совокупность приобретенных
черт, минимально необходимых для
нормального выполнения своих социальных
ролей;

– специфически
культурное ― совокупность норм и правил
приличествующего поведения, которые
соблюдаются автоматически, превратились
в неотъемлемые черты индивида и позволяют
другим считать его воспитанным;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

– нравственное ―
высшее проявление социального и
культурного начал в человеке, связанное
с соблюдением этических норм как
абсолютных требований.

по причине
практической, в силу потребностей и
интересов и т. д. В этом отношении
любопытна мысль, высказанная В.П.
Алексеевым: “… при превышении
определенного уровня сложности система,
чтобы вести себя адекватно окружающей
среде, должна начать предугадывать ход
будущих событий. В противном случае
она, сталкиваясь с изменением условий,
в силу своей сложности и невозможности
быстрой перестройки, будет постоянно
отставать в своих ответах на новые
задачи”. Это предположение В.П.
Алексеева наводит на определенное
понимание, почему ум человека ищет
объяснений.

Но не менее важна
и вторая часть проблемы – выяснение
условий познавательного процесса. К
условиям, при которых возникает
познавательный феномен, относятся: 1)
природа (весь мир в его бесконечном
многообразии свойств и качеств); 2)
человек (мозг человека как продукт той
же природы); 3) форма отражения природы
в познавательной деятельности (мысли,
чувства). Если все три компонента в
наличии и во взаимосвязи, феномен
познания возникает. В противном случае
говорить о познании проблематично.

Необходимо
определиться также и с понятием
“отражение”, которое лежит в основе
осмысления процесса познания. Упрощенное
понимание этого термина приводит к
вульгаризации диалектики познания. Под
отражением понимается процесс
взаимодействия, при котором одни
материальные тела, процессы, явления
своими свойствами и структурой
воспроизводят свойства и структуру
других материальных тел, процессов,
явлений, сохраняя при этом след
взаимодействия. Осмысливая понятие
отражения, необходимо обратить внимание
на следующие положения.

Философия психоанализа фрейда

При отражении в
живых системах (а человек относится к
таковым) нет жесткой связи при
воспроизведении (фотографического
эффекта).

Формы отражаемого
и отражающего настолько разнятся, что
по этой причине и возникает вопрос о
степени соответствия, который в свою
очередь выливается в учение об истине.

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы.

Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко — лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился.

По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии.

Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит.

Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение.

Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание».

Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна. Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания.

Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок.

Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания.

Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека. Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» — одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

Предыстоия и автор теории психоанализа

  1. Оосновоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд.
  2. Учёный, чьи исследования во многом перенаправили развитие психиатрии, родился на территории нынешней Чехии в 1856 году, но политические волнения, происходившие в Европе в то время, заставили семью перебраться в Лейпциг, а затем в Вену.
  3. О своём детстве Фрейд вспоминать не любил: жить пришлось в бедном квартале со скандальными соседями, где стремление к образованию, скорее, высмеивалось, чем поощрялось.

Любопытно, что позже именно детскими впечатлениями З. Фрейд объяснит в своей теории подсознательные поступки человека уже во взрослой жизни, но как его собственное детство сказалось на последующих поступках, психоаналитик так и не упомянул.

Согласно общественным устоям того времени, мальчик из еврейской семьи мог поступить не во все высшие учебные заведения, но медицина относилась к разрешённым образовательным направлениям.

Зигмунд её и выбрал, но чисто к прикладной терапевтической деятельности относился прохладно. Его больше интересовали исследования психологии, тайны сознания человека.

Философия психоанализа фрейда

В то время в психиатрии было популярно лечение психических расстройств и отклонений с помощью гипноза, молодой студент им и увлёкся.

Затем некоторое время работал в лаборатории Жана Шарко — известнейшего тогда учёного, открывшего известный метод терапии психических отклонений с помощью сильно направленного контрастного душа.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Позже Фрейд работал в лабораториях многих крупных европейских психологов (и вспоминал потом об их наставлениях с искренней благодарностью), но вскоре незавидное материальное положение и стремление к самостоятельности побудили его открыть собственный неврологический кабинет, где он и начал проверять на практике основы своей будущей теории психоанализа.

Суть её состояла в следующем. Если раньше психиатрическое исследование состояния больного основывалось на наблюдении за его поведением, поступками и реакцией на какие-то явления, то Фрейд стал базироваться на беседах с пациентами, исследовании мотивации их поступков и выявления различных ассоциаций, которые могли бы эти поступки вызывать.

При этом молодой учёный создавал максимально комфортные условия для опрашиваемого, так появилась знаменитая кушетка Фрейда, на которую он укладывал больных для достижения состояния расслабленности во время разговора.

Снам и ассоциациям учёный придавал очень большое значение, интересуясь их природой. Одно время это даже привело психолога к употреблению кокаина, но пагубную зависимость ему всё-таки удалось преодолеть.

Одной из первых известных его работ стала книга «Толкование снов», которая и стала основой его знаменитой теории.

Каковы основные идеи теории? Основываясь на своих исследованиях, Зигмунд Фред предположил, что в детстве каждый человек проходит 5 стадий психосексуального развития.

Оральная

  • Она начинается с самого рождения и продолжается до 2 лет.
  • В это время ребёнок главное удовлетворение получает через сосание груди или соски для приёма пищи.
  • По мнению учёного, уже в этот период закладываются определённые поведенческие основы взрослой личности.

Если в это время младенец получает большое удовольствие и удовлетворение, то и во взрослой жизни он будет уверенным, даже чрезмерно. А недокормленность будет выражаться в низкой самооценке. Такие люди, по Фрейду, подсознательно любят леденцы и жевательную резинку.

Анальная

Продолжается от 2 до 3 лет. На этой стадии ребёнок приобретает навыки хождения в туалет через задний проход.

Дети, прошедшие эту стадию без проблем, отличаются великодушием и гибкостью мышления.

Если же ребёнок, наоборот, приручался к порядку долго и трудно, он и во взрослой жизни будет склонен к анархизму.

Фаллическая

  1. Её границы — от 4 до 5 лет.
  2. По мнению Фрейда, именно в этот период может развиться комплекс, связанный с симпатией к родителю противоположного пола и неприязнью по отношению к другому.
  3. У мальчиков такой комплекс назван был Эдиповым, у девочек — комплексом Электры.

Латентная

Продолжается от 6 до 12 лет. Сексуальное влечение находится ещё в дремлющем состоянии. Но зато контакт с представителями своего пола достигается успешно.

Философия психоанализа фрейда

В этот период ребёнок начинает соизмерять своё поведение с нормами, принятыми в обществе.

Генитальная

От 12 до 18 лет основной потребностью становится удовлетворение сексуального желания с представителем противоположного пола.

Теория Эриксона

Следуя теории психоанализа, немецкий психолог Эрик Эриксон тоже выделил несколько стадий развития личности:

    Кратко и понятно о психоанализе Фрейда
  • грудной возраст доверия-недоверия;
  • в 1-2 года развиваются стыд и сомнение;
  • в 3-5 лет — чувство вины;
  • в младшем школьном возрасте — неполноценность и трудолюбие;
  • в юности формируется индивидуальность;
  • в начале взрослого периода — интимность и одиночество;
  • в зрелом возрасте — творческая активность либо её отсутствие;
  • к старости приходит либо умиротворение, либо отчаяние.

Обе теории концепцию психоанализа успешно дополняют.

На протяжении всей жизни человека, считал учёный, нами движут инстинкты и стимулы. Среди них есть 2 основополагающих:

  • либидо — жизненная энергия;
  • инстинкт смерти и агрессии.

Основой либидо по теории психоанализа является сексуальная природа.

Классический психоанализ Фрейда основывается на трёх инстанциях личности:

  • оно — совокупность бессознательных потребностей, основанных на сексуальном влечении (Фрейд рассматривал сексуальность, как стремление к любому удовольствию);
  • я (эго) — выражается в регулировании желаний и поступков;
  • сверх я (супероэго) — поведение, которое находится в рамках норм общества и его культурного развития.
  • По Фрейду получается, что инстанция «я» является как бы барьером между постоянной борьбой «оно» и «сверх я».
  • Нарушение этого слоя и ведёт к психическим расстройствам и заболеваниям.
  • В качестве примера подобной борьбы часто приводится следующий эпизод.

Учительница ведёт урок, но ей постоянно мешает болтающий ученик. Подсознательно она может дойти до такого состояния (вот оно — «оно»), что ей захочется его ударить.

Но она только стучит указкой по столу и требует от воспитанника соблюдать правила поведения на уроке. Так нормы, принятые в обществе, определяют сдерживание подсознательных влечений.

По мнению учёного, для решения этого конфликта человеческая психика использует следующие способы:

  • сновидения;
  • компенсацию;
  • сублимацию;
  • возможные защитные механизмы.
  1. В своей книге «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд предположил, что часто повторяющиеся сны — это проявление нереализованных подсознательных желаний, выход их хотя бы на таком уровне.
  2. Так же проявляется и сублимация — замещение нереализованного в какой-либо деятельности, — например, в творчестве.
  3. Женщина, которая по определённым причинам не может завести детей или вообще семью, иногда начинает трогательно заботиться о домашних животных, комнатных растениях, активно участвовать в общественных движениях.
  4. Мужчины могут уходить в занятие спортом, увлечение рыбалкой, в спиртном, наконец, хотя это может закончиться уже зависимостью на медицинском уровне.
  5. Чем выше уровень интеллекта, считал учёный, тем замещение подсознательных потребностей ближе к требованиям «супер я».

Иногда это замещение бывает вынужденным. Например, это происходит, когда человек по каким-то причинам теряет зрение. Тогда, в большинстве случаев, у него обостряется слух и повышается чувствительность пальцев.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Любопытно, что учёный, много писавший о сексуальном влечении, сам очень долго сторонился женщин и поздно женился. Но это не умаляет значение его теории, появление которой стало настоящей революцией в психологии.

С некоторыми положениями основ психоанализа можно не соглашаться. Но часть из них, бесспорно, стала фундаментом психотерапии.

Главные открытия

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Кратко и понятно о психоанализе Фрейда

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» — отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» — контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» — хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено.

50)Экзистенциальные характеристики личности: смысл жизни, свобода, жизнь и смерть, бессмертие.

Свобода – одна из
основных философских категорий,
характеризующих сущность человека и
его существование, состоящие из
возможности личности мыслить и поступать
в соответствии со своими представлениями
и желаниями, а не вследствие внутреннего
или внешнего принуждения.

Лейтмотивом их
философской антропологии является
положение о материальном единстве
человека, теснейшей зависимости
”способностей души”, всех психических
процессов, начиная с ощущения и кончая
мышлением, от нервной системы и мозга,
от состояния ”телесной субстанции”.
В соответствии с такой точкой зрения
смерть тела рассматривалась как причина
прекращения всей психической деятельности
человека, как естественное и закономерное
завершение земной жизни, единственно
возможной и реальной.

48)Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Гносеология

это теория познания.

Познание-
это активное творческое отражение
действительности в сознание человека.
Главной проблемой познания является
соотношение знания и реальности и тесно
связанные с этим вопросы об истине,методах,
формах и способах достижения этой
истины.

Первичное
знание человек получил из повседневного
опыта. Результаты такого познания наз.
здравым смыслом. Здравый2 смысл находит
отражение в народной мудрости, в
пословицах и поговорках.

Обыденное
познание можно назвать вненаучным. К
вненаучным формам познания относятся
так же и те формы, которые осущ. в рамках
спец. видов человеческой дейятельности,
такие как искусство, религия, мораль.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

К
позновательной деятельности относят
так же предметнопракт.деятельность,комуникативность.
Научное познание напр. На производство
и творческую систематизацию знаний о
природе, обществе и духовной реальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский словарик
Adblock detector